Налоговая система Кыргызстана
Общие сведения
Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.
Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.
Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:
- общегосударственные
- местные
Общегосударственные налоги
Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.
Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.
Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.
Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.
Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи
Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.
Местные налоги
Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).
Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.
Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как
- обязательный и добровольный патенты
- единый налог
- налоговый контракт
Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.
Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: "Бишкек", "Каракол", "Маймак" и "Нарын"), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.
Заключительные положения
Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.
Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.
Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.
Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.
Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.
Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.
Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".